врачевание природой

вторник, 11 октября 2016 г.

Лечебные свойства Зверобоя


Зверобой некогда пользовался большой славой в народной медицине, его считали «травой от девяносто девяти болезней». В XVII в. высушенную траву зверобоя как величайшую ценность привозили купцы в Москву из далекой Сибири, не подозревая, что драгоценным растением полны подмосковные леса. Со временем сильно преувеличенная слава зверобоя померкла, и к началу XX в. он попал в разряд забытых лекарственных растений. Применение его ограничивалось рамками народной медицины. Сравнительно небольшое количество травы зверобоя использовалось для нужд консервной промышленности как пряность.

Между тем назрела необходимость найти среди представителей отечественной флоры растения, содержащие дубильные вещества с более мягким действием на слизистые оболочки, чем у отваров дубовой коры. Препараты подобного действия нужны, например, в стоматологической практике для лечения воспалительных процессов в полости рта. Немаловажное значение для таких препаратов должен был иметь также вкус и запах. Раньше для подобных целей применялись препараты южноамериканского растения ратании, обладавшие мягким вяжущим действием, приятным запахом и вкусом. Но ратания была импортным сырьем, и ученые задались целью найти равнозначный заменитель ее среди представителей отечественной флоры.

В 1944 г. в журнале «Стоматология» появилась статья известного исследователя лекарственной флоры, фармаколога М. Н. Варлакова «Зверобой как противовоспалительное средство при заболеваниях ротовой полости». Автор на основании исследования около 250 растений, содержащих дубильные вещества, рекомендовал настой и настойку зверобоя для лечения воспалительных заболеваний ротовой полости вместо препаратов импортной ратании. Оказалось, что трава зверобоя содержит столько же дубильных веществ (до 10%) и той же химической природы, что и ратания. Кроме того, в зверобое имеются значительные количества витамина С и каротина (провитамина А), которые так необходимы для быстрого заживления язвенных воспалительных процессов. Варлаков рекомендовал препараты зверобоя для приема внутрь при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Так скромная травка с приятным бальзамическим запахом вошла в арсенал научной медицины. Ею заинтересовались фитохимики, фармакологи и микробиологи. Тогда-то лекарственные возможности зверобоя стали раскрываться во всей своей полноте.

Удивительно разнообразным оказался химический состав растения: дубильные вещества, эфирное масло, смолистые вещества, сапонины, витамин С, каротин — вот далеко не полный перечень веществ, найденных в траве зверобоя. Неудивительно, что многие народные лекари добавляли зверобой почти во все лекарства, считая присутствие его весьма полезным в лекарственных средствах различного характера. Оказалось, что в зверобое содержатся вещества, останавливающие кровотечения и способствующие заживлению ран, а также вещества с довольно сильным бактерицидным действием.

Столь разнообразное сочетание физиологически активных веществ в растениях встречается довольно редко. Данные современной науки подтверждают, что зверобой следует отнести к ценным лекарственным растениям.

Зверобой имеет различные фармакологические свойства. Обладает вяжущим, кровоостанавливающим, противовоспалительным, обезболивающим, антисептическим, противоглистным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Поднимает аппетит, стимулирует секреторную функцию различных желез, способствует регенерации тканей, успокаивающе действует на нервную систему. Его применяют в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, лекарственного чая, в составе препаратов медицинского назначения.

Отвар зверобоя используют при рентгене толстого кишечника. Бариевая взвесь на этом отваре легче продвигается по кишечнику, что сокращает время исследования.

Также возможно использование препарата в гомеопатии. Зверобой содержит флавоноиды, эфирное масло, дубильные, горькое и красное смолистое вещества, гиперицин, аскорбиновую и никотиновую кислоты, витамины Р и РР, каротин, сапонины, небольшое количество холина и другие составляющие, обладающие бактерицидным действием. В составе растения много макро– и микроэлементов. Первые – это калий, кальций, магний и железо. Вторые – марганец, медь, цинк, кобальт, молибден, хром, алюминий, селен, никель, стронций, кадмий, свинец, бор.

Наличие в составе флавоноидов делает его эффективным спазмолитическим средством. Препараты зверобоя расслабляют гладкую мускулатуру желчных протоков, кровеносных сосудов, кишечника и мочеточника, что облегчает выделение желчи и уменьшает ее застой в желчном пузыре, способствует снятию спазма толстой и тонкой кишок, улучшает мочеотделение и увеличивает фильтрацию мочи в почках, укрепляет стенки капилляров, тонизирует венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов.

Гиперицин наделил зверобой фотосенсибилизирующим свойством, благодаря которому возрастает чувствительность кожи к воздействию ультрафиолетовых лучей. Это же вещество повышает уровень серотонина в центральной нервной системе, определяя высокие антидепрессантные свойства растения. Поэтому зверобой используют в качестве эффективного растительного антидепрессанта, особенно при состояниях, связанных с невротическими расстройствами и климаксом.

С наличием в составе дубильных веществ связано легкое вяжущее и противовоспалительное действие растения. Вместе с другими активными элементами они уничтожают некоторые микробы, устойчивые к синтетическим антибиотикам.

Молибден препятствует развитию кариеса зубов, задерживая фтор. Имеет восстанавливающий, противовоспалительный и противоязвенный эффект.

Важно помнить, что зверобой – одно из восьми растений, произрастающих на Земле, которые концентрируют кадмий. Этот элемент не является полезным. Он попадает в растение из-за техногенного загрязнения природы. Поэтому собирать зверобой рекомендуется подальше от дорог.
Особенно громкую известность в медицинских кругах получил препарат, полученный из зверобоя академиком АН УССР В. Г. Дроботько и его учениками. Препарат получил название иманина и представляет собой комплекс веществ, извлекаемых при определенных условиях из зверобоя.

По-видимому, не последнее место среди действующих веществ иманина принадлежит дубильные веществам зверобоя. Препарат по своему действию оказался антибиотиком с неожиданно широким спектром действия: он действует губительно более чем на 40 видов микроорганизмов, в том числе на возбудителей дизентерии, туберкулеза, коклюша. Врачи стали применять иманин для лечения острого насморка, гнойного воспаления уха, хронического тонзилита, ангины и других заболеваний. Поразительный терапевтический эффект дало применение иманина при лечении ожогов. Здесь проявились в полной мере все его положительные качества. Он не только дезинфицировал поверхность ожога, но и усиливал регенерацию отмерших тканей. Иманин как противоожоговое лекарственное средство ценен еще и тем, что после курса лечения на теле пациентов не остается обезображивающих рубцов. Не одну человеческую жизнь удалось спасти с помощью замечательного препарата. Иманин, например, помог врачам одержать победу в таком тяжелом случае, как ожог трети всей поверхности тела у двухлетнего ребенка. Причем выздоровление наступило в необычайно короткий срок — через 12 дней.

Не одной сотне больных иманин помог вернуть зрение, нарушенное в результате ожогов глаз. Из Рязани, Одессы, Баку и других городов в печать поступали сообщения об успешном применении 3%-ной иманиновой мази и раствора иманина (1:5 000) для лечения больных с термическими и химическими ожогами роговицы глаза. Авторы препарата могли поздравить себя с крупной победой. Им удалось усовершенствовать первоначальный препарат, повысить его бактерицидные свойства. Новый препарат был назван новоиманином. По сообщению группы врачей Киевского медицинского института, проверявших новый препарат на большой группе больных, новоиманин представляет собой эффективное наружное средство при лечении различных нагноительных процессов, ожогов, первичной хирургической обработке ран, а также при лечении обморожений. Установлено, что местное применение иманина в комплексе с другими лечебными мероприятиями при обморожениях значительно сокращает сроки выздоровления и восстановления трудоспособности. В ходе клинического применения иманина и новоиманина, а также в результате специальных микробиологических исследований удалось выявить весьма ценное качество этих препаратов. Известно, что широкое применение в медицинской практике антибиотиков из низших растений, таких, как пенициллин, стрептомицин и другие, привело к появлению резистентных форм микроорганизмов — таких разновидностей, на которые антибиотики перестали действовать. Организм части бактерий претерпел изменения, помогающие им выжить в новых, неблагоприятных условиях существования, приспособиться к ним. Врачи столкнулись с такими явлениями, когда, например, обработка инфицированных ран раствором пенициллина не приводила к тому чудодейственному эффекту, который наблюдался в подобных случаях в годы юности пенициллинотерапии. Стали давать осечку и более молодые антибиотики: стремптомицин, биомицин и др.

Оказалось, что иманин прекрасно расправляется с резистентными формами микробов. Обработка ран растворами иманина и новоиманина убивала все формы микрофлоры как неустойчивые, так и устойчивые к действию антибиотиков.

Конечно, нельзя быть уверенным, что через некоторое время в природе не появятся формы бактерий, устойчивые и к действию иманина. Это возможно. Более того. Учеными уже получены в лабораториях такие бактерии. Выяснилось, что вместе с резистентностью к иманину и новоиманину микробы приобретают и другие интересные свойства. Так, например, гноеродные стафилококки, устойчивые in vitro, т. е. вне организма, к иманину и новоиманину в значительной мере утрачивают свои ядовитые для организма животных свойства. В то же время они становятся гораздо чувствительнее к действию пенициллина и других антибиотиков. Так, например, чувствительность иманиноустойчивых к пенициллину стафилококков повысилась в 4—25 раз, к стрептомицину— в 2—20, к мицерину — в 25—50 раз. Особенно чувствительными стали к действию пенициллина новоиманиноустойчивые стафилококки (чувствительность увеличилась в 200 раз). Таким образом, прогноз на будущее для иманина и новоиманина весьма оптимистичен. Даже в случае появления в природе микроорганизмов резистентных к действию иманина и новоиманина, эти препараты, по-видимому, не утратят своего значения, а станут выступать в качестве синергистов — веществ, усиливающих действие того же пенициллина или стрептомицина.

Вот какие чудесные целебные вещества хранятся в сосудах зеленой аптеки.

источник http://www.travniky.ru/